Дух, душа и тело

Февраль 1996 г.

Дорогой Друг!

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

Итак, Павел молится о том, чтобы христиане были освящены во всей полноте, и он определяет три составляющие человеческой личности: дух, душу и тело.

Отличие между этими тремя частями нашей личности смутно понимается большинством христиан. Но Библия может стать для нас тем уникальным зеркалом, в котором мы увидим их природу, взаимосвязь и какую роль им следует играть. Если мы не будем правильно использовать это зеркало, то это может стать причиной недопонимания и множества расстройств, и принести внутреннюю дисгармонию.

При сотворении человека Бог сказал: «…сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26). Образ Божий отразился во внешнем виде человека. Как ни одно другое творение, человек отражает внешний вид Бога. Поэтому вполне уместно, что когда Сын Божий пришел на землю, то по образу Он был человеком, а не волом или жуком, или каким-нибудь небесным существом, – например, серафимом. Подобие относится к внутренней природе человека. Писание открывает нам, что Бог триедин: Отец, Сын и Дух Святой. Так же оно открывает нам и триединство человека, состоящего из духа, души и тела.

Описание сотворения человека, которое мы находим в Библии, открывает нам, как была сотворена его триединая сущность: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Дыхание Божие произвело человеческий дух. Глиняная форма превратилась в тело. И человек стал душой живой.

Образовавшаяся душа – это «эго», личность. Обычно ее определяют как сочетание: 1) воли, 2) разума, и 3) эмоций. Душа ответственна за принятие решений и выражает себя в трех фразах: «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Поведение человека, еще не находящегося под влиянием сверхъестественной благодати Божьей, определяется этими тремя мотивами.

Человек был сотворен для личных взаимоотношений с Богом, но его греховное непослушание оказало разрушающее действие на все три составляющие его личности.

Последствия греха

Будучи отрезанным от общения с Богом, человеческий дух умер. Исполнилось Божье предупреждение: «…а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Хотя физическая смерть последовала только более чем 900 лет спустя, но с того самого момента тело Адама стало подвержено болезням, старости и тлению. Приняв решение прямого непослушания Богу, человеческая душа превратилась в бунтаря. С тех пор каждый потомок Адама становится наследником бунтарской природы.

Апостол Павел описывает результаты бунта, которые истинны в отношении каждого из нас: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, …   по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…» (Ефес. 2:1-3).

В результате греха мы все оказались мертвыми в нашем духе. В своей душе мы стали бунтарям против Бога. Наше тело стало тленным: оно теперь подвержено болезням, разложению и смерти. Тем не менее, безграничная любовь Божья такова, что Он жаждет восстановить Свои взаимоотношения с человеком: «…до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4:5).

Таким образом, через жертву Иисуса на кресте Бог открыл путь для восстановления потерянных взаимоотношений.

Результаты спасения

Павел продолжает описание того воздействия, которое спасение оказывает на наш дух: «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» (Ефес. 2:4-5).

Наш дух, воссоединяясь с Богом, снова оживает. Вместе с тем наша душа через покаяние и веру освобождается от бунта, примиряясь с Богом: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Римл. 5:10-11).

Когда мы осознаем, что находились в бунте против Бога, то понимаем: истинное спасение не может прийти, минуя покаяние. Покаяться – значит отложить в сторону свой бунт и подчинить себя праведному Божьему правлению.

Спасение распространяется также и на наше тело. Будучи освобожденным от рабства греха, наше тело становится храмом и местом обитания Святого Духа, а наши члены становятся орудиями праведности (Римл. 6:13). И, наконец, в пришествие Христа наше тело будет преображено и станет нетленным, как у Самого Христа!

Условия ученичества

Иисус повелел Своим апостолам идти и «делать учеников» (так это звучит в оригинале, – прим. ред.), научая все народы. Он не сказал им делать членов Церкви. Ученичество требует радикального отклика в каждой сферы нашей личности: тела, души и духа.

В Послании к Римлянам 12:1 содержится требование относительно нашего тела: «…представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу…». От нас требуется, чтобы мы полностью возложили наши тела на жертвенник,  – как во времена Ветхого Завета израильтяне целиком возлагали на жертвенник приносимых в жертву животных. Но при этом есть и одно существенное различие: израильтяне убивали приносимых в жертву Богу животных, мы же должны предоставить наши тела в жертву живую.

Важно понять одно: с этого момента наши тела больше не принадлежат нам. Они являются Божьей собственностью, Его храмом. Мы всего лишь распорядители, обязанные дать отчет в том, как мы заботились о Его храме. Печально, но многие христиане продолжают обращаться со своими телами так, как будто они все еще являются их собственностью и они свободны делать то, что им заблагорассудится.

Относительно нашей души Иисус сказал в Евангелии от Матфея 16:24-25: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (дословно: «свою душу»), и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».

Нашим крестом является то место, где мы решаем умереть. Бог не заставляет нас делать это. Только мы сами решением своей воли можем взять свой крест. Это – то место, где мы должны отвергнуть свою душу. Практически это означает сказать «нет» трем требованиям нашей души – «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Отныне мы больше не находимся под контролем этих трех мотивов. Теперь их место отдано Божьему Слову и предано Его воле. По мере того, как мы подчиняемся Божьей воле, мы обретаем новую жизнь, предлагаемую нам Иисусом. Только пройдя через смерть, наши души могут найти эту новую жизнь.

По мере того, как мы исполняем Божью волю для наших душ и тел, мы освобождаем наш дух для новых взаимоотношений с Богом, которые даже замечательнее тех, которые были потеряны через грехопадение. В 1 Коринфянам 6:15-17 Павел предостерегает нас от аморальных сексуальных связей с блудницами, поскольку это означает стать одним телом с блудницей. А затем он переходит к неожиданному контрасту, делая такое сравнение: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом».

Смысл абсолютно ясен. Искупленный дух теперь может наслаждаться настолько близкими отношениями с Богом, как это истинно в отношении тела, совокупляющегося с блудницей. Нужно заметить, что именно дух – не тело и не душа – может переживать прямую и очень личную связь с Богом.

В первую очередь, именно через поклонение наш дух соединяется с Богом. В Евангелии от Иоанна 4:23-24 Иисус говорит: «…истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине… Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Он очень ясно дал нам понять, что истинное поклонение должно быть действием нашего духа.

В современной Церкви так мало понимания об истинной природе поклонения, и в основном, из-за недостатка понимания разницы между душой и духом. Поклонение – это не развлечение, а церковь – не театр для представлений. И поклонение отличается от хвалы. Мы прославляем Бога в наших душах, и это правильно. Через хвалу мы имеем доступ в Божье присутствие. Но попав в Его присутствие, лишь через поклонение мы можем насладиться духовным единением с Ним.

Цель спасения – сделать нас способными поклоняться Богу – сначала на земле, а затем и на небесах. Это высшая и самая святая деятельность, на которую способен человек. Но это становится возможным только тогда, когда наша душа и наше тело подчинены духу и находятся в гармонии с ним. Такое поклонение зачастую слишком глубоко, чтобы его можно было выразить словами. Оно становится глубоким и неизреченным единением с Богом.

Ваш, в служении Господу,

Дерек Принс.

Проповіді відомого Біблійного вчителя