Заблуждение независимости

Февраль 1998 г.

Дорогой Друг!

В Бытие 3:5 написано: «будете, как боги, знающие добро и зло». Какой возвышенный и достойный похвалы идеал – быть подобным Богу! Может ли в этом быть что-то плохое? Тем не менее, произнесенные устами сатаны, пришедшего в образе змея, эти слова совратили Адама и Еву на беду, злые последствия которой повлияли на всех их потомков.

Что было той скрытой ловушкой, в которую попались Адам и Ева? – обещание независимости, которое хотя и не было высказано прямо, но угадывалось за словами искусителя. Как только ты познал добро и зло, ты свободен принимать свои собственные решения, – ты больше не зависишь от Бога.

Это самоутверждающее желание независимости передалось по наследству от Адама и Евы всему человечеству. Отличительным признаком «ветхого Адама» стала падшая греховная природа, которая скрыта в каждом из нас.

Разные пути к независимости

На протяжении всей своей истории человечество пыталось найти самые разные пути, чтобы обрести независимость от Бога. Первое – при помощи знания. В Едемском саду находилось два необычных дерева – дерево жизни и дерево знания. Тот момент, когда Адам и Ева отвернулись от дерева жизни и выбрали дерево познания добра и зла, стал решающим в истории человечества.

С тех пор научные достижения стали основной целью человечества. За последние два или три столетия это нашло свое выражение во все более и более возрастающем ударении на науке. Английское слово «science» – наука, происходит от латинского «scientia» – знание. Однако взрыв научного прогресса не решил базовых проблем рода человеческого: несправедливость, жестокость, войны, нищета и болезни, – а в некоторых сферах он их даже преумножил. Наука дала человечеству оружие массового уничтожения, которое может полностью погубить все население земного шара и превратить нашу планету в пепелище. Но еще хуже то, что часть этого оружия находится в руках жестоких и нечестивых людей, готовых использовать его, невзирая ни на какие соображения милосердия или морали.

Второй путь, каким последовало человечество в поисках независимости от Бога, на первый взгляд, может удивить вас. Это – религия. Придуманные человеком религиозные правила приняли самые разные формы и образовали настолько самодостаточные системы культа, что там не осталось никакой надобности в Самом Боге. Все, что осталось, – это исполнять правила и обряды.

Это относится к некоторым формам основных мировых религий, таких, как иудаизм, ислам, буддизм, и даже к некоторым версиям христианства. Во всех этих религиях человек может удовлетвориться исполнением правил и обрядов и тем самым стать независимым от Самого Бога. Это объясняет нам, почему ревностные религиозные люди иногда с таким трудом принимают Евангелие, предлагающее благодать, которую невозможно заслужить.

Еще одним путем, который избирают люди для достижения независимости от Бога, является накопление больших капиталов и материальных благ. Как-то Иисус привел в пример притчу о богатом землевладельце, который достиг такого успеха, что его хранилища не вмещали всего собранного урожая. Тогда он решил построить новые хранилища, чтобы сказать своей душе: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лук. 12:19-20). Бесчисленное множество людей на протяжении все истории были обольщены желанием независимости, совершая ту же самую трагическую ошибку. Несчетное множество совершают ее и сейчас.

Желание быть независимым от Бога является отличительным признаком тех, кто принадлежит царству сатаны, – взбунтовавшихся ангелов, бесов и падшего человечества. Это черта присуща «миру сему», о котором Иисус говорил Своим ученикам: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан. 17:16). Итак, «мир» – это все люди, которые не подчинили себя власти назначенного Богом Царя – Господа Иисуса Христа. Некоторые из них являются моральными и очень религиозными людьми, но когда они встречаются с Божьим вызовом сделать полное и безусловное подчинения Господству Иисуса, то в них проявляет себя бунтарский «ветхий человек» и они отвергают Божье предложение: спасение только по благодати.

Одинокое обособленное человечество

Желание быть независимыми от Бога отделяет людей от других Божьих творений, проявляющих постоянную и безусловную зависимость от своего Творца.

Ни одно из небесных тел не проявляет никакого желания к независимости. «Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад» (Псалом 103:19). Мы можем представить себе, как звезды окликаются на голос Божий, когда Бог называет каждую из них по имени: «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Псалом 146:4). Не имеет никакого значения, насколько могут разбушеваться стихии – они всегда подчиняются своему Творцу: «огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его» (Псалом 148:8).

То же самое относится и к животному миру: «львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе» (Псалом103:21). «Это ‒ море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими… все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» (Псалом 103:25,27). В отношении птиц Иисус говорит нам: «…Отец ваш Небесный питает их» (Матф. 6:26).

Не удивительно, что взбунтовавшийся человек порой чувствует себя одиноко и обособленно в окружающей его Вселенной, которая живет в безусловной зависимости от своего Создателя.

Путь назад – к зависимости

Крест Христа обеспечил двойное решение для нашего падшего состояния. Прежде всего, Господь Иисус понес вместо нас полное наказание за наши грехи и тем самым сделал реальным то, что Бог может простить наши грехи без всякого компромисса со Своим правосудием. Кроме того, Христос отождествился с нашим независимым эгоцентричным «я», которое господствует в нашей грешной природе. В Иисусе этот бунтарь был умерщвлен: «ветхий наш человек [бунтарь] распят с Ним» (Римл. 6:6).

Становясь учеником Иисуса каждый из нас должен пройти через это двойное избавление. Прежде всего, нам необходимо убедиться, что через покаяние и веру все наши грехи были прощены. Далее, мы должны согласиться со смертным приговором, вынесенным нашему бунтарскому независимому «эго». Вот условие ученичества поставленное Самим Иисусом: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:33).

Слово, переведенное здесь как «отрешится», можно было бы перевести как «распрощается». Стать учеником Иисуса означает сказать «прощай» всему, от чего мы обычно можем зависеть, – семье, друзьям, деньгам, карьере, репутации и мирской славе. Когда мы искренне отречемся от всего этого, Бог сможет вернуть нам что-то из этого, если это будет совпадать с Его целями в отношении нас. Но мы больше не являемся владельцами – мы просто слуги, обязанные дать отчет о том, как мы со всем этим обращались. В любом случае, наша зависимость целиком от Бога.

Иногда нам нужно оказаться в кризисе или даже бедствии, чтобы прийти туда, где мы осознаем нашу полную зависимость от Бога. Приходит на память путешествие Павла в Рим, описанное в книге Деяний. У Бога был особый план, чтобы Павел попал в столицу Римской империи. Как «апостолу язычников», ему следовало оказаться в Риме и там сделать уникальный вклад в жизнь Церкви (кроме личного свидетельства в этом городе, ему надлежало в римской тюрьме написать большую часть своих посланий, которые вошли позднее в Новый Завет – прим. ред.). Однако Павел отправился туда в качестве закованного в цепи узника. Корабль, на котором он плыл, попал в такой ужасный шторм, что в течение двух недель днем не было видно солнца, а по ночам – звезд. В конечном итоге судно было выброшено на скалистое побережье Мальты. Там, вдобавок ко всему перенесенному, Павла укусила ядовитая змея (Деян. 27:13-28:6). Если Павел направлялся в Рим действительно по воле Божьей, почему же тогда он прошел через такие необыкновенные злоключения по пути туда?

Размышляя над этим, я вспомнил фразу, записанную в Деяниях 27:20: «…наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению». Целью испытаний, в которые попал Павел, было привести его в такое место, где всякая надежда просто исчезла бы. У Павла не осталось никакой другой надежды, кроме упования на Бога. Он пережил на практике, что Бог вседостаточен. Господь приводит нас на место нашей полной зависимости от Него и показывает нам, что мы можем полностью положиться на Него.

Придя к месту абсолютной зависимости, Павел был готов теперь служить римским христианам. Путь в Рим подготовил его к этому служению. Освобожденный от всякой самодостаточности, теперь он стал послушным каналом, через который Божьи благословения могли в полноте течь к христианам Рима. Мы склонны забывать, что хотя Павел был апостолом, он по-прежнему оставался Божьим учеником, находящимся на Его воспитании.

Постепенно, год за годом, я постигаю урок полной зависимости. Должен признать, что усваиваю эту науку достаточно медленно. Богу пришлось временами использовать самые разнообразные обстоятельства для того, чтобы научить меня этому. Но я обнаружил, что чем больше  полагаюсь на Бога, тем больше Он удивляет меня результатами, которые из этого следуют, – результатами, которых я никогда не мог бы достичь, полагаясь на свои собственные возможности и способности.

Капитуляция Иакова

Мы знаем из Библии о том, что Иаков был тем, кто физически боролся за свою независимость и сдался Богу. В молодости он был расчетливым, амбициозным и своекорыстным. Он использовал момент физической слабости своего брата Исава для того, чтобы купить у него первородство (которое принадлежало тому по праву старшего сына) за чечевичную похлебку. Затем, выдав себя за Исава, он обманул своего отца Исаака, который был слеп, и таким образом получил родительское благословение, обычно передающееся вместе с первородством.

Однако ни первородство, ни благословение не принесли Иакову ничего хорошего. Ему пришлось убежать в Месопотамию, спасаясь от возмездия Исава, где он сделался наемником у своего дяди Лавана. Там он снова продемонстрировал свою изворотливость. Он женился на двух дочерях Лавана и ухитрился приобрести большую часть его имения.

Затем Господь сказал ему, что пора возвратится в землю его наследия. Но по пути назад он встретился с таинственным незнакомцем и боролся с ним всю ночь. Закончилась борьба тем, что этот странник вывихнул Иакову бедро (самый крепкий сустав в теле), а Иаков беспомощно вцепился в него, признавая свою зависимость. Только после этой встречи он смог вернуться в свое наследие. Но на всю оставшуюся жизнь сделался хромым, что было знаком отданной независимости.

Кем был тот незнакомец, который боролся с Иаковом? Сначала он назван Человеком. Но на следующий день Иаков сказал: «я видел Бога лицом к лицу» (Быт. 32:30). Позже пророк Осия сказал об этой встрече Иакова: «Он боролся с Ангело.» (Осия 12:4).

Итак, эта Личность была Человеком, но в тоже время и Богом, а также и Ангелом, то есть посланником Божьим. Во всей Вселенной есть только одна Личность, которая соответствует этому описанию, – Человек, Бог и Божий посланник. Эта Личность проявилась в истории человечества как Иисус из Назарета – Человек, но в то же самое время, Бог и Посланник Божий к человечеству.

Эта встреча окончательно решила судьбу Иакова. После этого он был восстановлен в своем наследстве и примирился со своим братом Исавом.

Возможно, вы увидели себя в чем-то, что пришлось пережить Иакову. Вы также сражались своими силами, чтобы завладеть наследием, которое, вы чувствуете, Бог имеет для вас, но оно каким-то образом ускользает от вас. Вам нужно сделать то, что сделал Иаков: безоговорочно подчинится господству Иисуса Христа.

Вот молитва, которой вы можете помолиться:

Господь Иисус, я верю, что Ты истинно мой Спаситель и что Ты имеешь наследие для меня. Но я признаю, что полагался на свои силы, пытаясь войти в него. Я раскаиваюсь! Я слагаю свою независимость к Твоим ногам и безоговорочно подчиняю себя Господству Иисуса Христа. С этого момента я буду зависеть от Твоей вседостаточной благодати. Аминь.

Однако помните, что с этого момента вы можете стать «хромым»!

Ваш, в служении Господу,

Дерек Принс.

Проповіді відомого Біблійного вчителя