Гордость и смирение -2

Сущность гордости

Мы продолжаем рассматривать тему: «Гордость и смирение».  Это тема действительно широка. Она проходит через всю вселенную: от вечности во время, и назад в вечность; с небес на землю, и даже до ада. Однако, не смотря на то, насколько широка эта тема, она касается жизни лично каждого из нас.

Мы начнем с краткого закрепления того материала, который мы уже прошли. Наш краткий обзор будет включать пять главных стадий.

Во-первых, первый грех во вселенной был грехом гордости, который был совершен ангелом, а не человеком; он был совершен на небе, а не на земле. Ангела звали Люцифер, «Сияющий» и «Славный». Но из-за своего греха гордости и последующего бунта, он был изгнан из Божьего присутствия, а его имя было изменено. Он стал сатаной, т.е. «врагом» и «противником».

Во-вторых, Бог ответил на этот бунт тем, что создал творение из праха – человека, Адама. Бог сошел вниз, спустился в пыль и создал это новое творение. Создав человека из праха земного, Бог хотел лишить его и все творение всякого основания для гордости.

В-третьих, к сожалению человек был соблазнен сатаной совершить тот же самый грех гордости, в котором был повинен сам сатана. Совершив тот же грех, что и сатана, человек пал, так же как и тот.

В-четвертых, у Бога был план искупления падшего человека, и ради исполнения этого плана Бог спустился еще ниже. Во Христе Он спустился на уровень грешного человечества и стал одним из людей, чтобы поднять человека из его падшего состояния до положения вечного общения с Богом.

В-пятых, эти искупленные творения, искупленные члены Адамовой расы, находясь в присутствии самого Бога, в сиянии небесной славы, будут вечным постоянным напоминанием для всей вселенной, что Бог хранит самые высокие позиции для бывших самыми низкими.

Итак, мы видим здесь, что во всей работе Бога с Его творением прослеживается такой принцип: Бог возносит смиренное и унижает гордое. Поэтому всякий возвышающий себя – унижен будет, а всякий смиряющий себя – возвышен.

Мне хотелось бы также обратить ваше внимание на сущность греха, в который впал Адам, и к которому его склонил сатана. Мы говорили с вами о том, что сущность греха Адама, такая же самая, как и сущность греха сатаны – это гордость, ведущая к бунту против Бога.

Давайте прочитаем всего один стих Писания, в котором говорится о конечной цели, которую преследовал сатана, искушая Адама и Еву. Он склонял их к тому, чтобы они не послушались Бога и вкусили плод дерева, есть от которого им было запрещено. Вот слова змея, в образе которого сатана проник в сад, Бытие 3:5:

 

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

 

Видите ли, мотивацией самого сатаны, которая толкнула его на бунт в небесах, выражается в его словах: «буду подобен Всевышнему». Итак, его мотивацией было самовозвышение. Сущность искушения Адама и Евы заключалась в словах: «откроются газа ваши, и вы будете, как боги», т.е. равны с Богом. Та же самая мотивация, и те же самые разрушительные последствия. Гордость всегда ведет к падению.

Следовательно, в чем состоит сущность гордости? Очень важно увидеть это. Можно выразить ее такими словами: такая гордость – это искание независимости от Бога. Это не было попыткой открытого свержения Божьей верховной власти над вселенной. Это было лишь личным решением Адама и Евы, что они смогут жить и действовать без Бога. Они решили, что не нуждаются в Боге. Они думали, что если они приобретут познание добра и зла, тогда они не должны будут зависеть от Бога. Искушая, сатана наводил их на мысль, что они находились в состоянии рабской зависимости от Бога, и что они были способны на большее и заслуживали большего. Он внушил им мысль, что им было бы намного лучше, без зависимости от Бога.

Сущность этого искушения можно выразить одним словом: независимость. Их грех проявился в стремлении быть независимыми от Бога, а сущность его была в гордости, отцом которой был сатана. Это именно та гордость, которая была причиной падения сатаны. Вывод такой: мотивацией всякого, кто не желает жить в зависимости от Бога, является гордость. Это очень тонкое искушение. Существует огромное множество людей, которые никогда не признают свою гордость, но которые хотят жить, не желая быть зависимыми от Бога. За таким отношением всегда прячется гордость, и результат гордости будет всегда одним и тем же: восстание и крушение.

Иисус рассказал притчу о человеке, который был повинен в таком неправильном отношении, такого рода независимости, за которой в действительности скрывалась гордость. Он рассказал историю об одном богатом человеке. Если мы читаем эту историю, не зная об истинной сущности гордости, то мы можем не увидеть, в чем заключалась ошибка, которую этот богатый человек совершил. Евангелие от Луки 12:16-21:

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 

Вы когда-нибудь слышали такие разговоры? Не правда ли, сегодня такое отношение очень распространено среди людей? Но давайте послушаем конец этой притчи:

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Вот таким был комментарий Иисуса. Господь назвал этого человека глупцом, однако именно это делают миллионы людей в современном обществе. Этот человек обогащал самого себя. В определенном смысле, он был умен. Он был хорошим менеджером. Он смог организовать работу и собрать большой урожай со своих полей. Когда он узнал, что нуждается в более обширном хранилище, то он смог построить его. Большинство людей сказали бы, что это достойный и разумный бизнесмен. Честно сказать, он мог бы быть почетным посетителем церкви, и его бы приветствовали во многих современных церквях. Сегодня миллионы христиан и посетителей церквей точно так же относятся к жизни.

В чем же была его проблема? Почему Господь назвал его глупцом? В чем сущность его греха? Мой ответ такой: он жил и действовал, не имея зависимости от Бога. Он не брал в расчет тот факт, что даже его дыхание зависит от Бога, что даже рост посеянных им семян и его урожай зависят от Бога, что даже его здоровье и сила зависят от Бога. В конечном итоге, все в его жизни зависит от Бога. Почему он был глупцом? Потому что он не видел своей зависимости, он не признавал ее. Он стремился жить так, как если бы этой зависимости не было. Корнем такого отношения была гордость. Само стремление быть независимым от Бога является гордостью.

Новый Завет очень ясно ставит диагноз этой проблеме. Например, давайте прочитаем Послание Иакова 4:13-16:

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль».

Слышали ли вы когда-нибудь такие разговоры?

Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 

Сердечный приступ – и в ту же минуту вы покинете этот мир.

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». 

Вам надо помнить о том, что само ваше существование зависит от Господа. Не говоря уже о вашей способности соображать и что-то делать с вашими деньгами.

Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Вы видите? Это тщеславие. Это гордость. Это желание быть независимыми от Бога, действовать так, как если бы Бог не имел реальной власти над вашей жизнью.

Итог этому подведен в Первом послании к Иоанну 2:16:

Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

Вот, что это такое. Гордость житейская (англ. «хвастливая житейская гордость»). Жить так, как если бы Бог не имел особого значения, или если бы Бог не мог ничего требовать от нас, не имел бы власти. Поиск независимости от Бога по самой своей сути является гордостью. 

Совершенный пример смирения

Итак, в этой серии бесед мы исследуем вечный, универсальный закон, который был сформулирован Иисусом в Евангелии от Матфея 23:12:

Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

До этого мы в основном рассматривали негативную сторону этого закона, которая выражена в первой половине: всякий возвышающий себя – унижен будет. Первым и самым ярким примером действия негативной стороны этого закона является восстание и падение Люцифера. Вы помните о том, что Люцифер был самым прекрасным и мудрым из Божьих творений. Это был херувим, который занимал особое почетное место на небесах, в Божьем присутствии. Но его сердце возгордилось из-за его красоты и мудрости, и в нем родился бунт против Бога. Он возбудил недовольство среди ангелов, которые были под его властью, и, в конечном итоге, был извергнут из присутствия Божьего, и пал.

В этой части мы сосредоточим наше внимание на другой, на позитивной стороне этого закона, которая звучит так: всякий смиряющий себя – возвышен будет. Самым великим и прекрасным примером позитивной стороны этого закона является сам Иисус. Между Иисусом и сатаной существует полное совершенное отличие. Давайте посмотрим с такой точки зрения: Люцифер, который теперь сатана, искал возвышения самого себя и упал. Иисус, Божий Сын, смирил Себя и был превознесен.

Итак, мы будем рассматривать, как Иисус смирял Себя. Это прекрасно описано апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам. Примечательно, что это послание Павел написал в тюремной камере. Полагаю, что Павел делился уроками, которым ему пришлось научиться в своей собственной жизни, и он видел прекрасный пример этому в жизни Иисуса. В этом послании Павел описывает две вещи: 1) смирение Иисуса, и затем, как результат, 2) Его возвышение Богом Отцом.

В первую очередь мы рассмотрим описание смирения Иисуса. И мне хотелось бы, чтобы вы увидели семь ступеней вниз, которые сделал Иисус от Своего равенства с Богом, до смерти на кресте, которой подвергали самых низких преступников. Число семь в Писании часто говорит о завершенности и полноте. В этих семи ступенях вниз мы видим совершенное смирение нашего Господа Иисуса. Послание к Филиппийцам 2:5-8:

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…

Обратите внимание, что все начинается с отношения, а не с действий. Во-первых, именно отношение гордости, которое родилось в Люцифере, произвело бунтарские действия. Отношение смирения Господа Иисуса было причиной Его схождения вниз.

… Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу («не считал, что равенство с Богом ни в коем случае нельзя выпускать из рук»); но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Давайте коротко рассмотрим эти семь ступеней вниз.

Первая ступень: Иисус уничижил Себя, сделал Себя ничем (в англ. опустошил Себя). Чарльз Уэсли в одном из своих гимнов выразил это так: «Он не оставил в Себе ничего, кроме любви». Он отложил в сторону все Свои божественные свойства.

Вторая ступень: Он принял образ раба. Но Он мог быть слугой Божьим, но все еще оставаться на уровне ангелов, которые тоже являются Божьими слугами.

Однако третья ступень вела Его еще ниже: Он принял подобие человека. Он спустился на уровень человечества, потомков Адама. Но Он мог придти на землю в той форме физического и всего остального совершенства, в которой был Адам до своего грехопадения.

Но четвертая ступень вниз заключалась в том, что Он и по виду стал как человек. Он был подобен людям Своего времени. Он ходил по улицам Назарета и никак не выделялся из толпы. В Его внешности не было ничего необычного. Уже во время Своего служения, когда Петр увидел в Нем Мессию, Сына Божьего, Иисус сказал ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой небесный». Другими словами, то, Кем Он являлся на самом деле, нельзя было увидеть обычным глазами. Он был таким же, как и все остальные люди Его времени. Только Дух Святой мог приоткрыть внешнее покрывало и показать Его Божественность.

Пятая ступень: Он был не просто человеком, но человеком смиренным. Он смирил Себя. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? Иисус не был ни правителем, ни генералом, ни принадлежал к касте священников. Он произошел из дома Давидова, но в то время этот дом был в упадке и уничижении. Дом Давида утратил свое былое царское величие.

Шестая ступень: как человек, Он раздели последнюю участь всех людей – смерть. Он прошел все до конца.

Седьмая ступень: наконец, Он не просто умер, но умер на кресте. Он не умер в постели, окруженный родственниками. Он не умер среди комфорта своего дома. Но Он умер смертью преступника – в агониях и позоре на римском эшафоте. Таким было полное смирение Иисуса.

Теперь послушайте о результатах этого, и мне бы хотелось обратить ваше внимание на самое первое слово, которое следует за этим. Это слово «посему». Иисус не делал вид, что Он отказался от Своего Божественного уровня, Он действительно оставил его. Но для того, чтобы вернуться туда, Он должен был заслужить право на это. И Он заслужил это право через Свое смирение. Павел продолжает, Послание к Филиппийцам 2:9-11:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Обратите внимание на семь ступеней вверх.

Первая ступень: Бог превознес Его.

Вторая ступень: Бог дал Ему имя выше всякого имени.

Третья ступень: Бог сделал так, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено.

Затем указаны три уровня, поклонившиеся Иисусу.

Четвертая ступень: находящиеся на небесах.

Пятая ступень: находящиеся на земле.

Шестая ступень: находящиеся под землей.

Таким образом, это охватывает все творение.

Наконец, седьмая ступень: чтобы всякий язык исповедал Иисуса Господом.

Поэтому, всегда помните о том, что Иисус заслужил Свое возвышение Своим смирением. В Нем мы находим совершенный пример действия духовного закона: всякий смиряющий себя – возвышен будет.

Теперь давайте перейдем к следующим стихам этого послания апостола Павла, и мне бы хотелось опять обратить ваше внимание на слово «итак» или «поэтому». Здесь говорится о другом проявлении этого закона в наших жизнях. Послание к Филиппийцам 2:12-15:

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.

Вы видите это слово «итак», которое стоит сразу же после описания смирения и последующего возвышения Иисуса? Для чего это «итак» стоит здесь? Оно указывает на применение этого закона в нашей жизни. Как Иисус смирил Себя, так и мы должны смирить себя, если стремимся жить успешной христианской жизнью и следовать Его примеру. Смирение является главным качеством, необходимым для успешной христианской жизни, о которой говорит Новый Завет. Тот же самый закон, который сработал в Иисусе, сработает и в нас.

Павел пишет в этом отрывке о трех результатах смирения. Первый результат – это послушание. Павел наставляет этих христиан, чтобы они были послушны не только в его присутствии, но намного более в его отсутствии. Гордый человек не может быть послушным. Гордость и бунт никогда не будут идти вместе с послушанием. Мы до тех пор не сможем подчиняться Богу и тем, кого Бог поставил над нами, пока в нашем сердце будет гордость и бунт. Чтобы быть послушными, мы должны смириться.

Второй результат смирения – оно позволяет Богу действовать в нас. Сделав нам вызов этим «итак», Павел говорит: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (согласно Своей цели)». Гордость является барьером для Божьей работы в нас. Бог может производить Свою работу и достигать Своей цели только в тех, кто смиряет себя. Оставаясь гордыми, высокомерными, самодостаточными, стремящимися сохранять свою независимость от Бога, мы не позволяем Ему действовать внутри нас. Гордость является препятствием для Божьей работы.

Третий результат смирения просто прекрасен. Оно служит тому, что мы начинаем сиять как звезды во вселенной. Оно полностью выделяет Божий народ среди других людей этого мира. Это народ, который выделяется не своими внешними достижениями, образованием или умственными способностями, но своим смирением. Это то качество, в котором сегодня испытывается огромный дефицит. Немного смирения вы сможете увидеть в мире. Когда Божий народ проявляет смирение, то это действительно выделяет его.

Видите ли, мир вокруг нас все больше и больше погружается во тьму. Мир лишился многих источников света, которые считались надежными. Но в звездах прекрасно то, что чем темнее становиться ночь, тем ярче они сияют. Вот кем Бог видит нас – звездами, ярко сияющими в ночи. Но ключом к этому является смирение.

Приходя к Богу в смирении

Мы продолжаем исследование действия вечного, универсального закона: всякий возвышающий себя – будет унижен, а всякий смиряющий себя – будет возвышен. 

В предыдущей беседе мы рассмотрели совершенный пример смирения, которым является сам Иисус. Из небесной славы и от равенства с Богом, Он спустился на семь великих ступеней вниз, вплоть до самой смерти на кресте. По этой причине, Бог со Своей стороны, вознес Его на самое высокое место во вселенной. Бог дал Ему имя, которое превыше всех других имен. Он сделал так, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено, и чтобы всякий язык исповедал, что Иисус является Господом.

Не смотря на то, что Иисус в совершенстве продемонстрировал закон смирения самого себя, самое главное нам увидеть, что тот же самый закон, так же точно и непреклонно действует в жизни каждого из нас. Если мы хотим применить закон смирения в нашей жизни, то для этого существуют две последовательных стадии. Первая стадия заключается в том, что мы должны, прежде всего, придти к Богу. Вторая стадия, которая начинается после нашего прихода к Богу, заключается в том, что мы должны развиваться в нашей духовной жизни.

 

В этой части мы будем говорить о том, как закон смирения самого себя действует в нашем первоначальном приходе к Богу. Иисус указывает на детей, в качестве примера того, как надо приходить к Богу. Евангелие от Матфея 18:1-4:

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

Некоторые из этих людей решили, что они уже находятся в Царстве Небесном. Осталось выяснить, кто больше. Однако Иисус сказал им, что они еще и не входили туда. И причина, почему они еще не вошли, заключалась в том, что они не исполнили условие. Какое условие? Иисус говорит об «умалении» самого себя. «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Явно, что люди, окружавшие Иисуса, не ожидали такого ответа. Они думали, что Он укажет им на какого-нибудь правителя, или на образованного раввина, или на какого-нибудь преуспевающего человека. Но Он указал на маленького ребенка, который является наглядным примером слабости и смирения, и сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Явно, что маленькие дети не совершенны. Кто был родителем, тот знает об этом! Время от времени они капризничают. Порой с ними очень трудно. Однако практически всем детям присуще одно качество: они открыты к тому, чтобы узнать что-то новое. У ребенка нет предвзятого мнения, предрассудков и предубеждений, которые закрывали бы их для истины. Принимая истину им не надо утверждать свою правоту и показывать свой ум. Поэтому Иисус избрал ребенка в качестве примера, как попасть в Царствие Небесное. Мы должны смирить себя и стать как маленькие дети.

Давайте посмотрим, что говорит Павел о людях, которых избрал Бог. Честно сказать, это не очень приятный список, Первое послание к Коринфянам 1:26-29:

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных…

Обратите внимание на три «не много»: не много мудрых, не много сильных, не много благородных.

… но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Как видите, есть три категории людей, которые находят трудным вход в Божье Царство: мудрые, могущественные и благородные. Есть ли что-то плохое в мудрости, силе или способностях? Неужели Бог против чего-то этого? Вовсе нет. Но проблема в том, что это является тремя главными источниками гордости человеческой. Люди гордятся своей мудростью, своим образованием, своим умом, своей силой, своим влиянием, или своим благородным происхождением и положением в обществе. Поэтому процент таких людей, попадающих в Царство Небесное, очень мал. Не потому что есть что-то само по себе плохое во всем перечисленном выше, но потому что эти вещи, как правило, является источником гордости в человеческой природе, а гордость в Царство Божье не войдет.

Послушайте, интересные слова, которые сказал Иисус в беседе с одним богатым правителем. Иисус использовал очень интересную фразу, которую мне бы хотелось пояснить. Господь говорил о верблюде, проходящем через игольные уши. Давайте прочитаем об этом разговоре между Иисусом и правителем в Евангелии от Луки 18:18-25:

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. 

Верю, что он сказал истину.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 

Почему? Потому что люди очень часто полагаются на свое богатство. В свою очередь это богатство очень часто является источником гордости. Но вот, что сказал Иисус:

Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Не находите ли вы это трудным для понимания? Позвольте предложить вам истолкование этих слов. Несколько лет в разное время я жил в земле Израиля, и слышал объяснение из первых рук. По словам свидетелей тех дней, еще в начале двадцатого века, в старой городской стене Иерусалима существовали Яффские ворота. В те дни с заходом солнца эти огромные медные ворота запирались на ночь, и с восходом солнца открывались. Никто не собирался открывать эти большие ворота ночью. Однако иногда случалось так, что путешественник на верблюде не успевал въехать в город до наступления темноты. Тогда он стучал в дверь и просил впустить его. Тогда для него открывали маленькую дверь, которая была в этих больших воротах. Тогда этот купец или богатый человек должен был разгрузить своего верблюда, снять с его спины весь багаж, заставить верблюда встать на колени, и тогда, с большим трудом протиснуть его через эту маленькую дверь. Верблюд должен был полностью разгрузиться и ползком протискиваться в маленькую дверь Яффских ворот, которую назвали «Игольные уши».

Это описание того, насколько тяжело богатому войти в Царство Божье. Такой человек должен отложить весь свой багаж, все свои амбиции, всю свою гордость, все свое превозношение, всю свою независимость, опуститься на колени и протискиваться через узкую дверь. В то время как бедный человек, который не несет ничего, у которого в руках только палка, может войти намного легче. Он должен лишь наклониться и войти вовнутрь. Для богатого и бедного дверь одна, но так часто богатому войти намного труднее, чем бедному.

Для нашего заключительного примера давайте обратимся к Ветхому Завету, к истории о человеке, который хотел придти к Богу по широкому пути и не смог сделать этого. Этого человека звали Нееман. Его история записана в пятой главе Четвертой книги Царств. Это был великий человек, храбрый воин, командующий армии, высоко ценимый за свою доблесть, но у него была одна проблема – он был прокаженный. Как это похоже на жизнь многих людей? Они достигли всего, но у них есть какая-то особая проблема. Одна из его служанок (маленькая израильская девочка, захваченная в плен), сказала ему, что если бы он поехал к пророку в город Самария (этим пророком был Елисей), тогда тот бы очистил его от проказы. Тогда Неман поехал к царю сирийскому и попросил разрешения на поездку. Сирийский царь сказал ему: «Поезжай! Это хорошая идея». Писание говорит, что Нееман взял десять талантов (340 кг) серебра, шесть тысяч сиклей (68 кг) золота и десять перемен одежд. Как видите, он хотел придти к Богу широким путем. Когда Нееман приехал к царю Израильскому, то царь не знал, что делать с ним. Царь был в отчаянии, но пророк Елисей передал царю такие слова: «Пришли его ко мне и он будет исцелен». Вот конец этой истории, Четвертая книга Царств 5:9-14:

И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 

Какое оскорбление! Елисей даже не вышел к гостю, просто выслал своего слугу.

И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу…

Нееман ожидал, что великий пророк послужит ему лично, что произойдет что-то впечатляющее.

… разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 

Видели ли вы когда-нибудь реку Иордан? Это мутная река. Могу понять реакцию Неемана, когда он сравнивал ее с чистыми потоками со снежных гор в его стране.

И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

Вы видите урок? Точно так же, как верблюд, который должен был пройти через узкие ворота, Нееман должен был отложить в сторону все. Он должен был отложить свой чин, снять свой парадный мундир, свое богатство, свое положение, свой престиж. Он вынужден был снять свою одежду и показать всем свою больную кожу. Но когда он сделал это, когда он смирил себя, когда он полностью послушался, спустился в воду и окунулся семь раз, тогда он получил свое вознаграждение. Какой прекрасный пример человека, который попытался придти к Богу широким путем, но научился смирять себя и получил от Бога обещанное.

Смирения себя для духовного возрастания

Итак, мы рассмотрели противоположные результаты, к которым приводит возвышение и смирение себя. В Люцифере, который стал сатаной, мы увидели наглядный пример возвышения себя и последствия этого. В Иисусе мы увидели прекрасный пример смирения себя и результаты этого. Мы также убедились в том, что эти принципы работают в жизни каждого из нас так же четко, как и во всей вселенной.

В предыдущей беседе мы говорили о том, что смирение себя является основным требованием для каждого из нас, когда мы впервые приходим к Богу. В этой части мы сделаем еще один шаг дальше. Мы увидим, что и после того, как мы в первый раз пришли к Богу, смирение остается основным требованием для всякого последующего роста в духовной жизни. Наш рост будет напрямую зависеть от той меры, в какой мы смиряем себя.

Прежде всего, мне бы хотелось поговорить о пути к лидерству в Теле Христовом, среди Божьего народа, среди учеников Иисуса. Мне бы хотелось рассмотреть случай, который произошел незадолго до окончания земного служения Иисуса. Это ситуация с матерью двух его учеников – Иакова и Иоанна, сыновей Заведеевых. Она подошла к Иисусу с особой просьбой о двух ее сыновьях. Давайте посмотрим на ее просьбу и ответ Иисуса. Евангелие от Матфея 20:20-28:

Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. 

Обратите внимание, что Иисус возложил ответственность не на матерь, а на сыновей. Они спрятались за мамину юбку, но Иисус видел это и открыл им их неправильные мотивы.

Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. 

Почему они вознегодовали? Есть только одна причина, почему это так сильно задело их. Они возревновали о том, что эти двое вдруг захотели подняться выше всех и сесть по правую и по левую сторону от Иисуса.

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом.

Здесь написано о «слуге», и даже о «рабе». Неприятные слова, не так ли? Тем не менее, это является обязательным условием. Если вы хотите быть великим, то вам надо стать слугой. Если вы хотите быть первым, то вам надо стать последним. Вы должны стать рабом.

Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Итак, этот закон повышения в Божьем Царстве. Этот тот же самый закон, который мы рассматривали на протяжении всех наших бесед. Путь вверх – это путь вниз. Если вы хотите подняться выше, то вам надо опуститься ниже. Если вы хотите стать у правления, стать выше, то вы должны стать слугой. Если вы хотите быть первым, то вам надо стать рабом.

Хочу подчеркнуть, что этот принцип действует в каждой жизни, во все века, во всей вселенной. Из этого закона нет исключений. Как в физическом мире нет исключений для закона притяжения, так и в духовном мире нет исключений для закона: всякий возвышающий себя – унижен будет, а всякий смиряющий – возвышен будет. Нет другого законного пути к повышению в Царстве Божьем. Там есть возможность стать больше, однако это происходит через смирение.

Скажу вам, что в церковных принципах повышения часто игнорируется этот закон. Мы выдвигаем людей потому что они учились в семинарии, потому что они образованы, потому что у них есть дар проповедовать. Очень часто такие действия оборачиваются сущим бедствием для Церкви Божьей, потому что игнорируется великий базовый принцип: всякий не научившийся смирять самого себя не годится в лидеры Божьего народа.

Мне хотелось показать вам, как этот же самый принцип проявлялся в жизни апостола Павла. Мы прочитаем свидетельство о себе и своей жизни самого Павла во Втором послании к Коринфянам. Павел пишет там о великом и уникальном откровении о Евангелии и Церкви, которое было даровано ему от Господа. А затем он говорит о том, как Бог обращается с ним из-за этих откровений. Второе послание к Коринфянам 12:7-10:

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 

Разве у нас такой образ мышления? Мы думаем, что если нам будут даны потрясающие откровения, то все в нашей жизни будет гладко, и жизнь станет намного легче. Однако очень часто все совсем не так. Человек обладающий великим откровением – это человек, который страдает больше остальных.

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 

Когда мы молимся, то должны помнить о том, что «нет» это такой же ответ, как и «да». Здесь Павел молился трижды и каждый раз он получал тот же самый ответ: «нет». Затем Господь объяснил почему:

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему…

Другими словами, это применение того же самого принципа.

… я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

Удивлюсь, если вы сможете сказать такое. Честно сказать, я спрашиваю сам себя: «А я могу сказать такое?» Как много людей вы знаете, которые могут сказать: «я нахожу удовольствие в слабостях, в оскорблениях, в трудностях, в гонениях, в притеснениях»? Но причина, почему Павел радовался во всем этом, заключалось в том, что он научился этому принципу: «Все давящее меня вниз, все снимающее с меня последние остатки гордости, превозношения или самоуверенности – это ступени к моему возвышению. Чем ниже я опущусь, тем выше Бог поднимет меня. Чем меньше моего останется, тем больше я смогу принять от Бога. Когда я слаб, тогда силен». Почему? Потому что Божья сила достигает совершенства в нашей слабости. Пока мы полны самими собой, мы не слишком много нуждаемся в Боге. Но когда мы освобождаемся от своего, тогда мы нуждаемся во всем том, что Бог имеет для нас и открывает нам.

Теперь мне бы хотелось, чтобы мы увидели проявление того же самого принципа в жизни человека, который пришел как предтеча Иисуса. Этот человек имел уникальное служение подготовки пути Мессии – это Иоанн Креститель. В определенный момент его служения к нему подошли люди и сказали, что Иисус, путь Которому он готовил, Которого он узнал и представил как Мессию и т.д. Так вот этот Иисус обращает и крестит больше людей, чем сам Иоанн. Думаю, что люди, говорящие это Иоанну, ожидали, что он отреагирует негативно и будет расстроен этим фактом. Они думали, что его гордость будет уязвлена, его чувства будут ранены, и он не захочет видеть своего младшего двоюродного брата, Которому Иоанн открыл дверь к служению. Ему будет неприятно увидеть, что Иисус поднялся выше его. Но слава Богу, что не такой была реакция Иоанна Крестителя. Его комментарий этой ситуации записан в Евангелии от Иоанна 3:30:

Ему должно расти, а мне умаляться.

Вы хотите, чтобы Иисуса было больше? Тогда вас должно быть меньше. Вы хотите, чтобы силы Божьей было больше? Тогда вы должны увидеть свою собственную слабость. Вы хотите Божьего помазания? Тогда вы должны лишиться всякой уверенности в своих собственных плотских способностях. Когда вы становитесь меньше, тогда Иисус в вас становится больше. Его сила достигает совершенства в вашей и в моей слабости.

Евангелист девятнадцатого века Дуайт Моуди однажды сказал: «Когда я был молодым человеком, то думал, что Бог поместил Свои дары так, что самые лучшие находятся на самых высоких полочках, и я должен тянуться вверх, чтобы достать их. Но позднее я пришел к заключению, что все как раз наоборот. Самые лучшие дары находятся на самых низких полочках, и мне не надо тянутся к ним. Чтобы взять их я должен низко склониться».

Во всем этом есть один секрет: если вы действительно хотите этого, то вам надо держать свой взгляд на Иисусе. Помните о том, что Он является нашим примером. В Нем этот принцип нашел свое совершенное воплощение. Послание к Евреям 12:2:

Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса… 

Помните, что Иисус не только положил начало вере, но и собирается провести нас до конца. Почему мы должны взирать на Него? Потому в Нем мы видим пример.

…Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Другими словами, какой принцип? Путь вверх – это путь вниз. Как это было для Иисуса, так это будет и для нас. Путь на престол лежит через крест. Когда мы с готовностью принимаем смерть всякого превозношения, всякой самоуверенности, всех наших плотских претензий быть кем-то, когда мы позволяем всему этому умереть на кресте, который дается Богом, тогда нам открывается путь к престолу. Поэтому давайте сосредоточим наш взгляд на Иисусе, на Авторе и Совершителе нашей веры.

Смирение себя перед окружающими 

Итак, мы подошли к концу серии бесед на тему: «Гордость и смирение». Мы вместе с вами изучали действие вечного универсального закона: всякий возвышающий себя – будет унижен, а всякий смиряющий себя – будет возвышен.

В двух предыдущих частях мы говорили о том, как этот принцип применим к нашим личным взаимоотношениям с Богом. Смирение себя является основным требованием для первоначального прихода к Богу, а затем и для всего последующего роста в духовной жизни.

В этой части мы сделаем еще шаг дальше и посмотрим, как этот принцип действует также в наших взаимоотношениях с окружающими. Видите ли, наше истинное отношение к Богу часто открывается в нашем отношении к людям. Это применимо и в вопросе смирения. Оно должно быть выражено не только в отношении Бога, но и в отношении других людей. Очень часто мы склонны к тому, чтобы обольщать самих себя таким образом: мы заявляем, что имеем правильное отношение к Богу, но в наших взаимоотношениях с окружающими мы демонстрируем совершенно другое – неправильное отношение. Истина такова, что если мы действительно имеем правильное отношение к Богу, то это будет проявляться также в нашем отношении и нашем обращении с окружающими. Однако неправильное отношение к людям, само по себе говорит о том, что в наших взаимоотношениях с Богом что-то неправильно.

Поэтому в вопросе смирения, мы должны применять этот принцип не только в наших взаимоотношениях напрямую с Богом, но и в наших взаимоотношениях с окружающими. Это требование несколько раз определено в разных местах Нового Завета. Давайте рассмотрим три примера. Павел пишет в Послании к Филиппийцам 2:3:

Ничего не делайте по любопрению («по личным амбициям») или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

Обратите внимание, что смирение проявляется в почитании других лучшими себя. Это противоположно личным амбициям и самомнению.

Далее, короткий, но очень важный стих в Послании к Ефесянам 5:21:

Повинуясь друг другу в страхе Божием.

Как видите, если мы действительно боимся Бога и почитаем Его, то это будет проявляться в наших взаимоотношениях друг с другом. Мы будем подчиняться не только Христу, но и друг другу. Если мы заявляем о том, что подчиняемся Христу, но не подчиняемся друг другу, тогда наши заявления о подчинении Христу не имеют основания.

Далее, Первое послание Петра 5:5:

Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

В одной из первых бесед о смирении мы говорили о том, что здесь упомянут передник, который носили только рабы. Другими словами, здесь написано: «Носите отношение слуги по отношению к другим». В этом выражается истинное смирение.

Теперь мне бы хотелось дать вам два примера работы этого принципа, оба примера взяты из Ветхого Завета. Один пример взят из жизни Авраама, а другой – из жизни Иакова. Мы начнем с примера из жизни Авраама. Этот пример говорит о том, как Авраам относился и как он обращался со своим племянником Лотом. Это достаточно длинный отрывок, но нам необходимо прочитать его весь. Бытие 13:5-17:

И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники… 

В еврейском оригинале сказано: «ибо мы братья». Эти слова имеют особое значение, потому что Писание не случайно указывает на то, что в этой земле жили еще и другие народы (хананеи и ферезеи), которые были потенциальными врагами и Авраама, и Лота. Поэтому Авраам напомнил своему племяннику, что они не могут ссориться. Они братья и не могут позволить врагам использовать любое разделение между ними. Как это истинно для Божьего народа в сегодняшнем мире. Но давайте прочитаем, что еще Авраам сказал Лоту:

Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда.

Мне бы хотелось, чтобы вы увидели здесь проявление духовного закона, который мы изучаем, чтобы вы увидели смирение Авраама. Он был главным, именно его избрал Бог, именно он имел особое призвание, ему принадлежало обетование и наследие. Лот был племянником, который просто присоединился к Аврааму и пошел вслед за ним. Но когда пришло время разделяться, Авраам не стал говорить с Лотом свысока: «Ты, конечно, знаешь, кто тут главный. Мне принадлежит право выбора. Поэтому я выберу то, что хочу». Но он сделал то, что действительно удивляет меня. Он дал Лоту право первому сделать выбор. Он сказал Лоту: «Что бы ты ни выбрал, это будет твое. Я возьму то, что останется». Не смирение ли это? Но вы видите здесь и награду смирения. Прочтем еще раз заключительные стихи:

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки… пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда.

Авраам увидел свое наследие только после шага смирения. До этого времени он находился в своем наследии, но Бог не открывал ему глаза на это наследие. Бог решил открыть ему это только после того, как Авраам смирил себя перед своим молодым племянником Лотом. Это наглядный пример награды за смирение. Как видите, Бог наблюдает за нашими действиями, Он видит наши мотивы, и Он всегда приводит в действие этот принцип: всякий смиряющий себя – возвышен будет.

Второй пример смирения, который мы будем рассматривать, взят из жизни Иакова. Мне бы хотелось показать вам, что Иаков не мог вернуться в свое наследие до тех пор, пока не смирил себя самого, и не просто перед Господом, но и перед своим братом Исавом. Сначала Иаков достаточно лукавым способом заполучил у Исава первородство. Затем он пошел на сознательный обман, чтобы получить отцовское благословение и это сделало его настоящим беженцем. В результате своих двух достаточно несимпатичных действий, он должен был бежать из своего наследия, не имея в руках ничего, кроме одной палки. Он провел двадцать лет в изгнании, работая на своего дядю Лавана. Однако в его изгнании и в труде Бог благословил его, дал ему семью и большое имущество.

Затем Господь проговорил к нему, что пришло время для него вернуться в землю, которую Господь обещал ему. Иаков обратил лицо свое на запад и пошел назад со своими женами, детьми и стадами животных. Он дошел до границы земли, которая была обещана ему, и там с ним произошло интересное событие. Он остался ночью один и Писание говорит, что всю ночь с ним боролся ангел. Этот ангел не мог побороть Иакова. Иаков был очень сильным внутри. В конечном итоге ангел коснулся бедра Иакова. Связки бедра нарушились, и Иаков стал беспомощным. Он вцепился за ангела и умолял того дать ему благословение. Ангел благословил его, но с того момента Иаков ходил хромая. Что означает эта хромота? Она означает конец нашей собственной силы, нашей собственной уверенности, опоры на свои силы. Мы осознаем, что не можем двигаться вперед без помощи Божьей.

Но Иакову все еще предстояло встретиться со своим братом Исавом, который был на другом берегу брода. Он слышал, что Исав вышел навстречу к нему с четырьмя сотнями вооруженных людей. Иаков трепетал. Он думал, что ему, его семье и всему его имуществу приходит конец. Но вот, что произошло далее, Бытие 33:1-4:

Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его, и с ним четыреста человек. И разделил Иаков детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил двух служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали оба.

Какая прекрасная картина. Вот Иаков, человек которому принадлежит первородство, благословение от встречи с Господом, все наследие, которого избрал Бог. Его встречает Исав, человек плотской, пренебрегший своим благословением, отвергнутый Богом из-за своего неправильного отношения к духовным вещам. Но когда они встретились, духовный Иаков семь раз поклонился перед своим плотским обиженным и разгневанным братом Исавом.

О чем нам говорит число семь? Оно говорит нам о Святом Духе. Оно говорит нам о смирении, произведенном Святым Духом. Иаков научился этому уроку. Гордость сделала его никем, он должен был смирить себя перед ангелом Божьим, однако этого было недостаточно. Теперь он смиряет себя перед своим братом и его смирение приносит примирение между ними и открывает дверь для безопасного вхождения в наследие, обещанное Богом. Итак, мы видим, что хотя Бог обещал наследие, Иаков не мог принять его до тех пор, пока не смирил себя как перед Богом, так и перед своим братом.

Оставьте комментарий

Проповіді відомого Біблійного вчителя